Применение понятия стиля

Применение понятия стиляВ ходе развития самой истории искусства как научной дисциплины, обогащения и расширения тематики и творческого аспекта научных исследований, укоренялось в этой науке применение понятия стиля как всеобщего опорного средства и рабочего инструмента построения общей исторической панорамы искусства в пространстве и времени художественных эпох. Что касается самого понятия стиля как проблемы теории par excellence, первый вопрос которой: что есть стиль в себе как эстетическая объективность, существующая для нас в художественности своего явления? — то такой вопрос был вне творчески интересов науки.

Предметом научного внимания в вопросах стиля здесь было пристальное изучение и поиск художественных признаков того начала общности формы, на критерии чего строилась заложенная Винкельманом научная модель истории искусства, и самый критерий (т. е. общность формы) здесь означал объективность стиля; критерий общности формы в искусстве целой эпохи был признаком стиля этой эпохи в искусстве.

Спора нет — это избыла сама объективность стиля в искусстве.

Но суть вопроса здесь не в этом.

Исходным, что смогло толкнуть мысль Винкельмана к открытию в таком чисто эпистолярном понятии, как стиль, возможности его новой жизни как категории искусства, было, конечно, пристальное наблюдение этим ученым-эрудитом самой реальности искусства.

И результат наблюдения был объективен Признак общности строя формы в искусстве — есть бесспорный критерий стиля в этом искусстве.

И столь же бесспорно, что способ поиска искомой общности ученым здесь был чисто эмпирическим, и его результат — самый принцип общности, в котором виделась объективность стиля, напрямую восходил к личностным эстетическим переживаниям своего предмета ученым.

В данном случае (Винкельмана) эмпирический способ поиска был полноценно научным, ибо ученый искал всего лишь средство для научного построения предмета своей науки.

Комментарии запрещены.