Позы и ракурсы

Позы и ракурсыОни преображаются, исполняются той же титанической мощи, плотнее группируются на плоскости плафона, экспрессия их облика становится все напряженней, позы и ракурсы — свободней. Каждое из тематических иносказаний плафона по — своему вливается в контрапунктное крещендо образного целого, и одновременно каждый из этих голосов микеланджеловой полифонии несет в себе и момент пространственного крещендо от периферии фрески к осевой теме плафона, какое приходит к своей образной каденции в последней картине историй, где изображение как бы прорывается к свободе космического в фигуре Саваофа, обращенной взором во вне. Если в искусстве скульптуры Микеланджело пришел к новому принципу воплощения образа, полное раскрытие которого совершается в круговом обходе скульптуры (Пленники в Лувре), то в плафоне Сикстинской капеллы, опережая собственные открытия как скульптора, Микеланджело создал новую живописную систему построения образа как образа в движении, принцип crescendo которого есть сама реальность стиля микеланджелова творчества в создании великим мастером своего героического образа в искусстве.

Сказанному самим божественным (у Вазари) Микеланджело о куполе Брунеллески во Флоренции: нельзя лучше — как нельзя лучше подходит критерий стиля, данный Расином (мысль, выраженная минимумом слов), где калокагатийна выразительная краткость самой человеческой речи. Вместе с тем речь — лишь одна из множества объективно ценностных форм проявления эстетических отношений культуры вне искусства.

По-своему разные в различные эпохи, эти проявления (как и отношения сами по себе) по-разному суммируются в культуре, вкупе выступая в эпохальных или иных (социальных, групповых) формах некой культурной специфики стиля поведения. Ю. М. Лотман раскрывает проблему бытового поведения как историко-психологической категории.

Ученый говорит:

Комментарии запрещены.