Понятие стиля у Гёте

Понятие стиля у ГётеГётевская оценка в понятии стиля звучит и у архитектора О. Пирре в известном афоризме: Ответственность — одна из основ стиля в архитектуре. Как видим, во всех этих определениях понятие стиля не затрагивает признаков произведения как объекта истории искусства в качестве носителя стиля своей эпохи в искусстве, и вообще отнесено не к произведению с ему особенностями как таковому, а к отношению творца в искусстве к творимому им с точки зрения способности эстетических суждений творящего о творимом. Это — одна из граней того, что составляет эстетический аспект понятия стиля в искусстве, с чем мы будем многократно сталкиваться в последующем Рядом с Гёте, вернее, в ряду следующего за Гёте почтения теоретиков искусства первенствует Гегель.

Общепринято высоко оценивать выдвинутую Гегелем научную концепцию мирового развития искусства как единого, диалектически закономерного процесса, зависящего от развития содержания самого искусства, и — в силу этого — протер, девающего коренные изменения исторических форм своего развития. Гегель различал в мировом развитии искусства три последовательно сменяющиеся исторические формы искусства, названные им символической, классической Я романтической, соответствующие по времени древнейшей эпохе.

(Египет, Двуречье), античной эпохе (классическая Греция, Рим) и, наконец, послеантичной, от средневековья по современность.

Развитие искусства в лоне каждой исторической формы отмечено, по Гегелю, господством определенного вида искусства; для первой из форм — это архитектура, для второй — скульптура, для последней — сменяясь, живопись, музыка, поэзия.

Таким образом, Гегель наметил как бы смену трех исторически разных типов культуры, характеризующих глубокие начале неоднородности и неравномерности общего развития. Своим происхождением эти формы обязаны различным способам постижения идеи как содержания, чем обусловливаются и различия ее воплощения.

Форм искусства представляют собой не что иное, как соотношения между содержанием и его выявлением (т. е. зримым воплощением идеи в реально произведении искусства — А. К.).

Комментарии запрещены.