Понятие общехудожественной структуры
Здесь же отметим лишь общий признак всех названных общехудожественных структур: в отличие от любой конкретности произведений любого искусства, художественные структуры (именно — общехудожественные, поскольку они органически свойственны всем искусствам) — вне Типологии искусства. Не существует и не может быть никакого стиля (также, как типологического образ ансамбля, синтеза).
Стиль — эпохальное, а не типогическое понятие и явление искусства. Стиль как эпохальная художественная структура Армируется взаимосвязанностью образных, а не типологических вариаций исторической художественной темы искусства.
Но Пусть читателю не покажется ошибочно, что вопрос о типологии искусства выпал из поля зрения исследователя.
Читателю уже известно, что в данной работе понятие стиля разведено в два своих аспекта; вопрос типологии относится к тому, в котором понятие стиля принадлежит культуре эпохи в целом, т. е. к стилю эпохи.
Вот здесь понятие стиля имеет дело с типологией искусства, архитектуры прежде всего. Художественная структура готического средневековья — исторический стиль готики — это образ, в центре которого, как вымпелы эпохи, вздымаются к небу ажурные громады кафедральных соборов городских коммун.
Но кафедрами готики — великие творения средневекового зодчества и гордость создавшего их народного художества — эти соборы, как все и всегда в искусстве, принадлежат не искусству только, но общей системе культуры своей эпохи, которой обязаны своим существованием и самые эти соборы, и все, что в культуре народов повествует о стиле эпохи, создавшей эти реликвии былых культур. Типология искусства, архитектуры в том числе — это проблема стиля эпохи, понятия, обращенного к общей системе культуры эпохи в аспекте ее эстетической самооценки, в таком аспекте и рассматривается специально в данной работе.