Понятие ансамбля
Кроме того, архитектурный пейзаж возвращает нас к традиционному в архитектуре представлению об ансамбле как комплексном произведении архитектуры высшего уровня. Но здесь логически сам собой возникает из такой оценочной связи-понятия попутный вопрос у автора. А что, если бы на Акрополе не было других сооружений, кроме Парфенона?
Разве тогда он не был бы произведением высшего уровня, каким безусловно является, независимо от соседства других построек. А церковь Вознесения в Коломенском или церковь Покрова на Нерли — в их нынешнем архитектурном одиночестве?
А чем церковь в Роншане Ле Корбюзье не произведение высшего Уровня? Если понятие ансамбля в архитектуре есть критерий ее высшего уровня, то — по логике вещей — в архитектуре правомочно и должно говорить об ансамбле одного сооружения.
Данная работа и вводит такое понятие.
Но не в Качестве оценочного. Ни образ, ни стиль, ни ансамбль, И синтез, понимаемые как структурно и художественно Разные формы бытия образных ценностей искусства, е суть понятия оценки.
В выражении ансамбль общехудожественное понятие ансамбля Уступает как его особенное в архитектуре и указывает а изначальную структурную закономерность образа в Искусстве архитектуры. Образ в архитектуре изначально явлен как ансамбль, сиречь — как архитектонический пейзаж, где слово пейзаж фигурирует не в переносном смысле (панорама), а в прямом, в каком относится к естественной природе.
С оговоркой, что архитектонический пейзаж — не явление природы, а образ архитектуры, в котором раскрывается художественная специфика ансамбля в этом искусстве. Такая закономерность заложена в самой природе художественности архитектуры и восходит к диалектическим началам материала ее образов.
Источник диалектичности последнего — в единстве противоположностей пространств и масс, и одновременно — в диалектической природе тектонического начала архитектуры.
Образный язык искусства — язык его художественного материала.
Не физического материала произведений (краски, глина, дерево, камень, металл): ни дереву, ни камню и т. д. самим по себе как физическим предметам и материалам природы не присущ никакой образный язык.