Поиск общих границ

Поиск общих границВсе это, воспринятое синтезирующим оком эстетической мысли современной культуры, предстает бесконечным многообразием контрапостных взаимосвязей и соотношений ставшего уже глобальным стиля эпохи в художественной культуре XX века. Все сказанное выше о понятии стиль не выходило За пределы собственно понятия стиль в искусстве. Поиск общих границ понятия и явлений стиля в культуре требует ставить вопрос иначе, именно: обязательна ли в исходной формуле основы стиля ее вторая часть ( способы и характер художественного выражения эстетического познания действительности), чтобы основа стиля реально состоялась.

Пока вопрос касается искусства и стиля в искусстве, безусловно, — да, второе положение цитаты обязательно. Тогда другой вопрос: только ли искусству дана способность объективно-ценностного выражения эстетических отношений культуры и, значит, только ли искусству быть носителем стиля в культуре своей эпохи?

Безусловно — нет. Четыре науки оперируют понятием стиля: искусствознание, литературоведение, лингвистика, эстетика.

Из них лингвистика вне самых широких границ художественного мышления. Предмет лингвистики — человеческий язык.

Он — не искусство, и стать языком искусства может, лишь превратившись в речь.

Однако и речь может не быть художественной.

Очевидно, стиль речи в одном случае будет явлением искусства (стиль искусства речи)- и принадлежать художественной культуре, в другом — не будет (стиль разговорной речи).

Но в любых типах, жанрах, способах речи, включая традиции бранного слова, все это многообразие речевых и языковых стилей является объективно-ценностной формой проявления эстетических отношений культуры, причем не культуры вообще; а именно — своей эпохи, как один из эстетически ценностных аспектов ее эпохальной особенности.

Видимо, суть вопроса в ином.

Именно — остается ли самое понятие стиль всегда тождественным самому себе как понятие культуры, единое по признаку заключенного в нем объективно ценностного эстетического начала?

Комментарии запрещены.