Общность принципа формы

Общность принципа формыСвое понимание стиля как исторически преходящей формы искусства ученый резюмирует словами: Принцип этот имеет свои исторические сроки существования, свой крут ресурсов, за пределы которого он не в силах перешагнуть. Сама возможность плодотворного использования стилевых принципов лимитируется уровнем развития духовной и художественной культуры (курсив Ротенберга). С другой стороны, объектом новой, внестилевой формы искусства становится новый тематический материал, не поддающийся интерпретации с позиций стиля (курсив Ротенберга).

В аспекте такой концепции понятия стиля общая картина развития западноевропейского искусства XV столетия представляется (по Ротенбергу) как характерное для этой эпохи сложное сосуществование трех линий развития (курсив Ротенберга).

Из них две линии составляют каждая одну из двух стилевых форм искусства этой эпохи — ее исторических стилей барокко и классицизма, а третья линия противостоит названным двум как внестилевая форма искусства XV века. В этом контексте автор называет ряд обязательных признаков стиля: Зерно стиля — в его синтетичности, поскольку как единая форма художественного мышления стиль охватывает все виды пространственных искусств, причем эти виры развиваются на основе органической взаимосвязи.

Стилевая форма тяготеет поэтому к их синтезу в целостных художественных комплексах и ансамблях.

Ведущее положение в этом стилевом целом сложного состава занимает, как правило, архитектура, ибо она не только образует необходимую среду для остальных видов искусств, но и олицетворяет собой организующую функцию в их сложном ансамблевом единстве (курсив всюду Ротенберга). Итак, стилевая форма — это синтетическая форма искусства.

Она и образует единство системы искусства, которая является структурным началом образования исторического стиля (или стилей) в искусстве данной эпохи. Е. Ротенберг расшифровывает художественную функцию стилевой системы в искусстве эпохи: Задача всякой стилевой системы — найти законченную пластическую формулировку (идеального образа — А. К.), равноуниверсальную для всех видов пространственных искусств (курсив Ротенберга).

Комментарии запрещены.