Общемировоззренческая переориентация творчества

Общемировоззренческая переориентация творчестваМетафора пространства — это поэтический ключ художественной формы картины, высвобождающий ее тематическое содержание из плена натурного пространства. В синтетичности пространства залог повышенной разрешающей способности станковой картины XX века сочетать содержательные начала образности станкового произведения живописи и архитектонику монументальной формы искусства в единстве нового, современного типа творчества в искусстве. Образность пространственного иносказания современной станковой картины раскрывается на примере творчества лидера советской живописи 70-х годов В. Попкова.

К сказанному А. М. Кантором о картине Двое — ее плоскостности и замкнутости — можно добавить: лишенное глубины, плоское пространство картины Двое как бы высвобождено из плена глубинной натуры, чтобы стать зримо раскрытым к развитию собственной — ненатурной двухмерности в ритмах горизонтали-вертикали двоих.

Глубинное в этой картине — вне пространственной структуры ее образа и выключено из чисто зрительного контакта с картиной.

Здесь ценностный смысл понятия глубинного целиком адресован возросшей активности зрительски-творческого резонанса и принадлежит не непосредственно зримой в картине пространственной раскрытость, но непространственной замкнутости внутренне созерцаемого духовного в ней; глубинное здесь незримо лежит бездонной глубиной на лике девушки. Вместе с тем духовность картины Двое, воспринятой как некий образ предстоящие, Встречается (по закону контрапункта) с почти иконной одухотворенностью зримого предстояния самой пространства.

В заключающей мысли статьи А. М. Кантора налицо дефиниция момента эпохальной общности в эволюции определенного среза эстетических отношений современной культуры (изменение отношений между произведением искусства и зрителем).

Комментарии запрещены.