Образный язык искусства

Образный язык искусстваОбраз в архитектуре рождается как художественная реальность этого искусства в тот миг, когда здание фактом своего появления преображает земную стихию, из которой вырастает, в тектоническую структуру. Дикий массив, на котором возводится архитектурное сооружение — уже не дикий массив, а подножье, пьедестал сооружения, образно выразительный в этой своей новой тектонической функции и роли. В таком новом качестве природное начало включается в архитектоническое целое — в целокупный образ, с которого начинается образный мир архитектуры, — в архитектонический пейзаж.

В этой изначальной закономерности единства тектонического и пейзажного начал заложены в архитектуре ее структурные начала ансамбля, общие всем объемам и видам архитектурного целого, от пространственной микроединицы (комната с куском неба в окне) до пространственной макробесконечности (архитектурное целое ансамбля городов). Архитектоническая целостность — общая и, думается, единственная постоянная закономерность ансамбля в архитектурно особенном данной общехудожественной, структуры.

Пример сказанному — Мавзолей Ленина. Мавзолей преобразовал историческую Красную площадь в образ-символ грядущей новой исторической эры. Закономерность этой художественной метаморфозы площади — архитектоническая.

Мавзолей — творение зодчего А. В. Щусева — завершил начатое куполом Сената и продолженное созданным здесь Бове (портик Торговых рядов, не существующий) и Мартосом (памятник Минину и Пожарскому, ныне передвинутый) формирование архитектурного пространства площади как фронтально ориентированного на Кремль и тяготеющего к Кремлю широтного (латудинального, по Брунову) пространства. Мавзолей на оси площади своим широтным же развитием низкого объема — как бы стянув на себя силовые линии пространства — зримо закрепил эпицентр пространственного тяготения Красной площади к Кремлю.

Комментарии запрещены.