Образное раскрытие идеи-символа

Образное раскрытие идеи-символаИ видим, Леонидов осуществляет в своем проекте идейно-художественное подчинение старого материальной и духовной ценности нового и вовлечение старого в это ценностное новое через подчинение нового архитектоническому закону старого. В принципе, именно это, пусть резко несхоже в силу несхожести задач, и было сделано ранее в композиции Мавзолея Ленина.

Замысел Леонидова говорит о расширенном понимании этого закона как общей архитектонической основы сложения новой целостности современного пейзажа центра Москвы. Заметим попутно: Леонидов своим проектом-идеей преемственно продолжал историческую тенденцию равновесного развития кремлевского центра на восток, первоначально закрепленную возведением храма Василия Блаженного.

Новое сверхвысотное здание должно было создать собой центральный узел уже расширенного в прошлом (в 20-е годы XX века) архитектурно-градостроительного целого: Кремль — Китай-город — полукольцо центральных площадей, одновременно закрепив высотным ориентиром осевой диаметр Москвы, проходящий по Красной площади; этой пространственно организующей функции здания отвечала круговая визуальная ориентация его трехбашенной вертикали.

Образное раскрытие идеи-символа программно значимого архитектурного сооружения в свободном круговом обзоре было искони присуще русской архитектуре и составляло в ней эстетическую особенность народного понимания красоты преображенного архитектурой пейзажа природы (как поэтически звучит это слово у персонажа Лескова в повести Запечатленный ангел). На круговой Обзор был рассчитан и именно в круговой смене своих панорам еще недавно (до 30-х годов) раскрывался художественно полноценно пейзаж Кремля.

Вот это архитектоническое начало зодческого старого как живую ценность культуры (а не какие-то внешние признаки старого) Леонидов переносит в современное, делает ключевым его образной полноценности, вводит в закон формы нового, творимого по собственным законам красоты современного.

Комментарии запрещены.