Нетождественность аспектов

Нетождественность аспектовНи концепция Е. И. Ротенберга, ни наши суждения здесь не содержат и тени умаления бесспорного в подлинном искусстве присутствия синтезирующего начала. Речь идет о сущностное и структурно разных способах художественного синтезировании человеческой концепции мироотношения, что искусству присуще всегда и во всем.

Но способы этого в синтетической и несинтетической формах искусства Разны.

Нетождественность аспектов понятия стиль в названных формах стиля в искусстве ясно зрима в различном отношении каждой из них к такой структуре, как исторический стиль.

Материалом стилеобразования здесь служит только синтетическая форма искусства.

По смыслу разведенных здесь понятий синтетической формы стиля и внесинтетической формы стиля в искусстве можно резюмировать, вольно следуя формуле Е. И. Ротенберга: вне система — вне исторического стиля.

В аспекте оценки синтетическая и внесинтетическая форма стиля в искусстве историчны. Так, в ранний период ренессанса искусство Италии было стихийно поглощено освоением способов максимального приближения к натуре.

Дальнейшие искания идеального образа в этом искусстве идут путями преодоления в нем плена натуры и поиска высшей чистоты абстракции его совершенного синтезированного воплощения в таких шедеврах синтетической формы стиля, как Сикстинская мадонна Рафаэля или полулежащая фигура Адама в плафоне Микеланджело. В творениях высокой классики ренессанса совершенство синтетической формы идеального образа знаменовало собой высшую ценность искусства, с другой стороны — высший критерий оценки художественного мышления и уровня культуры эстетического вкуса в творческих деяниях мастера.

Искусство барокко Италии XV века делает в области синтеза новые, буквально ошеломляющие художественные открытия. И все же. Этому бурному движению искусства к вершинам синтетической формы стиля сопутствует — и именно в сфере синтеза — духовное оскудение самого искусства, живописи прежде всего.

Комментарии запрещены.