Момент стыка

Момент стыкаВыше отмечалась неоднозначность композиции этого дома Жолтовского. Проведенный анализ позволяет говорить о двух его пространственно самоценных ипостасях, какими этот дом по-разному принадлежит своему окружению. Ведь всякое творение архитектуры пребывает в постоянном диалоге с пространством стихии и своим вхождением в него преобразует его в архитектоническое пространство.

В композиции дома Жолтовского различимы две пространственные ипостаси такого диалога. Первая — это два измерения фасада в цепи архитектурных масс — ограждений улицы, фиксирующих фронт ее границ, форму и пропорции ее пространства — самую улицу как градостроительный тип архитектуры.

После превращения Садового кольца в транспортную магистраль и последующей крупной застройки ее, в том числе — опорными в этой застройке высотными сооружениями, кольцо Садовых, его тип ч уличного пространства соединил в себе два принципа застройки фронтальный и островной. Они сложно взаимодействуют в архитектонике Садового кольца как градостроительном целом.

Фасадный фронт дома Жолтовского по красной линии улицы разработан мастером как фронтальный тип застройки кольца.

Вновь, но в иной связи, обратим внимание зрителя на уже знакомое ему различие форм и Облика двух неравных частей фасада, образующих его единый фронт по улице.

На этот раз нас интригует самый момент перехода, как бы стыка их в фасаде дома.

По-существу, мастер, всемерно сохраняя единую плоскость фасада, ввел в его структуру элемент того многообразия, какое составляет типическое структурное начало традиционного принципа фронтальной застройки ушицы города цепью разных домов, оплошной или прерывистой, где стыки разных фасадов закономерно включаются в архитектоническое целое фасада улицы. Момент стыка разного, тонко обыгранный мастером в фасаде дома, композиционно снимает здесь оппозицию отдельное — общее, неодолимо возрастающую в современной фронтальной застройке улицы как общего отдельными крупными домами.

Комментарии запрещены.