Многостилевой синтез в ансамбле Красной площади

Многостилевой синтез в ансамбле Красной площадиКак творческая проблема феномен стиля — это читатель уже знает — восходит не к объекту творчества, а к его субъекту; это проблема человека как эстетического субъекта своей культуры. Вопрос о стиле, отнесенный к субъекту творчества, это вопрос о том, как, с каким ценностным мерилом творчества данная фигура мастера-творца выходит на оценочный в понятии стиля человеческий критерий калокагатии этого творчества в культуре своей эпохи?

Наш субъект историчен и конкретен — это Иван Леонидов, советский архитектор 20-х — начала 30-х годов.

Какой калокагатийный критерий творчества был мерилом совершенства для Леонидова в данном проекте-идее на Красной площади? Но так ли здесь стоит вопрос о стиле?

На этот вопрос ответ дает сам Леонидов в своей пояснительной записке, говоря о празднике человеческого коллектива, о свободном человеке в свободном труде, и пафос всего его творчества говорит о том же. Нет, вопрос стоит об отношении самой фигуры Леонидова как мастера архитектуры к профессиональному типу творческой калокагатии в архитектуре его эпохи, сиречь — к типу мастера-творца, оптимально воплощающего собой совершенство мышления и сотворения в искусстве архитектуры. И тут позволительно сказать: подобно тому, как для грека Ксенофонта таким воплощением человеческой калокагатии был грек Сократ, так — в известной мере — в глазах многих эстетически мыслящих молодых архитекторов, современников Леонидова, его личностно-творческое в архитектуре обладало значимостью некого абсолютного художественного камертона современности и было ее адекватным выражением в проектах-идеях этого мастера; оно было совершенным эталоном культуры эстетического вкуса в архитектуре тех лет и в этом, для многих — калокагатийным мерилом творчества в архитектуре.

Но не только это. Калокагатийным в глазах многих было в проектах-идеях Леонидова их, казалось, не знающее промаха острое художественное прозрение в индустриальное будущее архитектуры, что по-своему формировало творческое сознание тогдашней смены молодых мастеров, как в свое время такое содействие оказывали архитектурные поэмы Пиранези.

Комментарии запрещены.