Массы и пространства

Массы и пространстваНо в природе эта форма — порождение уравновешенного хаоса, она всегда чудо прекрасная игра природы. Ибо природа не знает конфликта формы. В природном пейзаже любое (конфликтное взаимодействие масс и пространств, каким бы диким и разрушающим этот их диалог не представлялся взору, всегда являет картину прекрасного, пусть порой и трагического поединка двуединой стихии природы — самих ее масс и пространств.

Конфликт формы — это негативная прерогатива лишь архитектонического пейзажа как феномена искусства архитектуры и возникает, когда нарушается единая мера образного отношения между создающими этот пейзаж пространствами и массами.

Архитектоническое пространство не стихийно, и в пашем примере с Кремлем обладает художественной определенностью своей образной функции в пейзаже как пространство, свободно омывающее массы кремлевских сооружений. На этом принципе образной взаимосвязи масс и пространств строился искони архитектонический пейзаж старой Москвы.

Отсюда во многом и подчеркнутая скульптурность объема в старомосковских высотных доминантах — церквах, колокольнях, башнях.

Укреплений, — выявляющая эффект свободного смыкания этих сооружений окружающим их пространством.

Омывающее пространство — это образное определение пластических качеств пространства как формы. Единство пластической ипостаси пространства — важный момент в архитектоническом целом.

Именно это тонко уловил И. И. Леонидов в своем проекте Дома Наркомтяжпрома на Красной площади замыслив здесь новую, господствующую в ансамбле и омываемую пространством, пластически созвучную древним доминантам площади и всей пространственной системе исторического ядра города в целом стремительную трехбашенную вертикаль. Проект Леонидова художественно продолжал и развивал в стилевой транскрипции советского конструктивизма середины 30-х годов архитектонические начала пейзажа исторического центра Москвы.

Комментарии запрещены.