Марксистское искусствознание

Марксистское искусствознаниеПриведенными положениями Б. Р. Виппера концепция марксистского подхода к проблеме стиля в искусстве противостоит, как правило, традиционно одноплановому толкованию понятия стиля в мировой науке, равно как и однозначности этого термина применительно к явлениям искусства. Вместе с тем, ситуация самой истории вопроса здесь не однозначна. И на Западе научная искусствоведческая мысль со своих позиций подходила к проблеме стиля как предмету теории; больше того, она имела в этом приоритет моделирования понятия стиля как структурно дифференцированного.

Достаточно назвать фундаментальный труд конца 30-х годов крупного теоретика науки об искусстве, Пауля Франкля, который профессионально подошел к проблеме теории стиля как системе понятий в искусстве. Ученый, видевший суть проблемы в моделировании самой категории художественной формы, выстраивает — впервые в теории искусства — свою модель понятия стиль в виде сложной системы формирующих это понятие значений строения формы, представляя последнее как вариантную, по-разному формально-выразительную структуру.

Принцип теоретического моделирования Франклем — с концептуально безусловных для него позиций формы — искомой структуры как адекватной системы значений (фигур), знаменующей стиль, базируется на объективности архитектонического начала, мыслимого ученым в критериях выразительного ряда отобранной обоймы категорий: пространство, время, сила, свет. Два типа значений (фигур) строения формы, взаимосвязанных по признаку данного типа собственным родством (созвучием) в эстетических параметрах названных четырех категорий, создают два архитектонически несхожих варианта исходного здесь в понятии стиля критерия единоформенности.

Отсюда — две художественно полярные системы порядка (космоса и хаоса), являющие собой закономерности инобытия двух порядков целостности в самом понятии стиль, терминологически размежеванных ученым по типу их художественной структуры как стиль бытия (Sensstl) и стиль становления (Werdensstl).

Комментарии запрещены.