Лицо стиля эпохи

Лицо стиля эпохиТаким пояснением нашей версии понятия ансамбля, в отличие от его расхожего канона, завершим состоявшуюся встречу читателя с замечательным творением архитектора И. В. Жолтовского. По поводу ожидаемой читателем третьей серии фильма (современность) — краткое слово диктору.

Герой фильма — по-прежнему зодческая фигура эпохи, оптимально адекватный стилю эпохи тип калокагатии творчества в архитектуре. Но стиль эпохи в архитектуре, это и своя эпохальная расстановка сил. Последнее определялось приматом технического перевооружения архитектуры на индустриальной основе.

Критерий профессиональности в деле архитектуры на какое-то время перемещается в Область технологии.

В качестве эпохально ведущей (в своем роде калокагатийной) в архитектуре выдвигается фигура строительного инженера-технолога; он — некая временная фигура эпохи в архитектуре. Но все же для нас героем фильма должна оставаться и остается фигура зодчего; таков здесь сценарий.

Однако здесь и своя особенность смены эпохальной калокагатии мастера. Если творческие фигуры Леонидова и Жолтовского знаменовали собой смену самого принципа художественности архитектуры и, сообразно этому, — концептуальную смену зодческого типа калокагатии (Леонидов Жолтовский), то наступавшая эпоха трудных поисков нового была благоприятной почвой для упрочения и выдвижения того, что в искусстве архитектуры неодолимо сопровождает творчески новое в виде им же порождаемого модного.

Как говорилось, высокая стилизация линии Жолтовского и его школы (как и линии Фомина и его школы) в советской архитектуре середины столетия сопровождалась массовой стилизаторской модой.

Лицо стиля эпохи в советской архитектуре тех лет несло в себе острую оппозицию высокой культуры эстетического вкуса (что было первым условием и принципом высокой стилизации, о чем и говорят произведения тех лет мастеров круга Жолтовского или круга Фомина) и беспринципной стилизаторской эклектики, как правило, использующей конъюнктуру неразвитого эстетического вкуса потребителя ее продукции для упрочения своего авторитета в практике архитектуры.

Комментарии запрещены.