Концепция Ротенберга

Концепция РотенбергаЕго воплощение в искусстве вело станковую живопись в творчестве ее передовых великих мастеров века по новому пути, который (в концепции Ротенберга — А. К.) означал одно важное, принципиально объединяющее начало, а именно, выход за границы стиля. В изложенном — перед нами целостная и по-своему бесспорная концепция понятия стиля.

И столь же бесспорно, что она с самого начала исключает ту основу исходного здесь положения цитаты И. Д. Мацы, на началах которой строились наши суждения о понятии стиля в данной работе. Концепция И. Л. Мацы (способы) в принципе исключает вынесение за скобки понятия стиль какого-либо свершения времени в искусстве; здесь все и всегда создается тем или иным исторически необходимым способом эстетического восприятия и способом творческой реализации эстетического восприятия в образах искусства.

Значит, в каждом образе искусства заложены начала стиля. Любой из текстов А. Хаузера, приводимых позже, говорит о том же. Концепция Ротенберга столь же принципиального выносит за скобки понятия стиль все то, что вне синтетической системы искусства.

Зерно стиля — в его синтетичности. Образы искусства вне синтеза системы, тем самым — вне понятия стиля.

Ни та, ни другая концепция не может быть отброшена, ибо обе совершенно верны и строго научны. Отброшен может быть лишь знак тождества между понятиями стиля первой и второй концепций.

Совершенно очевидно, что речь идет о двух разных понятиях стиля.

В первом случае это закономерность искусства, свойственная ему всегда, во втором — закономерность его развития на определенных ступенях культуры.

Но на самом ли деле налицо дилемма, разрешимая лишь ценой снятия одной из этих концепций? Вопрос в том, чтобы выяснить, в каком своем ценностном срезе понятие стиля — общее для обеих.

Комментарии запрещены.