Качество всеобъемлемости образа

Качество всеобъемлемости образаНо здесь сказанного мало Качество всеобъемлемости образа исключает какое-либо произведение искусства вне его всеобъемлющего смысла. Ибо в противном случае образ не всеобъемлющ. Он таков, если вездесущ.

Значит, этот пан-Образ должен жить и вне синтеза архитектуры — в станковой картине, в статуэтке, в бокале, в кольце на палаце — в каждом куске формы (Ротенберг).

А это и есть синтетическая система искусства, носительница всеобъемлющего образа. Очевидно, последнее есть не что иное, как способ художественного выражения эстетического познания действительности, адекватный такому познанию, когда оно устремлено к всестороннему представлению о мире.

Искомый общий для двух научных кредо знаменатель понятия стиль привел к исходному в данном тексте положению И. Л. Мацы об основе стиля, какое по-своему и совершенно независимо от этого источника раскрыл Е. И. Ротенберг. Ротенбергова внестилевая форма искусства — это тоже способы, которыми в искусстве совершается познание и его выражение в образах искусства, но только предмет познания и его интерпретация в искусстве стали иными, иным — человеческое содержание, претворяемое в образ, иной — художественность самого образа.

Все это требовало отхода от синтетической формы искусства. В станковой живописи XV столетия и возникла новая в искусстве внесинтетическая форма.

Но названные выше два начала структурной основы стиля в искусстве, присущи и ей. Обнаруженный общий знаменатель понятия художественный стиль исключает логику взаиморазмежевания синтетической и внесинтетической форм искусства как стилевой и внестилевой. Оба образных принципа искусства (синтетический и внесинтетический) вписываются в рамки понятия стиль, хотя аспект этого понятия в них не тождествен.

Здесь — ради ясности — уместно заметить: все подлинное в искусстве синтетично.

И такие творения внесинтетической формы искусства, как картины Рембрандта или Вёласкеса, симфонии Бетховена, романы Бальзака и Толстого, неизмеримо более высокие примеры синтезирующей способности искусства, нежели любые произведения какого-нибудь живописца-декоратора, лепщика, ювелира, созданные в принципах некой синтетической системы искусства.

Комментарии запрещены.