Исторический континуум архитектуры

Исторический континуум архитектурыГений изолированный от эпохи, всем обязанный только собственному, и замкнутый микрокосм его творчества были бы — если бы они вообще существовали — лишены каких-либо черт стиля и не представляли бы собой предмета истории искусства; они должны были бы оплатить свою вневременность своим бессильем. Плата за вневременность. Запомним эту связь понятий; стиль — это печать своего времени на лице искусства.

Даже, если отсутствует вообще то своеобразие художественного несходства с натурой, о чем говорил в приведенных текстах Б. Р. Виппер как признаке стиля; в этом случае абсолютное сходство с натурой будет всего лишь одной из бесчисленных вариаций того несходства, которое искусству присуще всегда, пока оно остается искусством.

Бесстилье в искусстве невозможно, ибо невозможна безвременность, как мыслит Хаузер. Эту же мысль иначе толкует Б. Брехт.

По Брехту, бесстилье в искусстве невозможно, так как искусство воссоздает не протоколы жизни, а стиль жизни. Брехт замечает: Если изучать голландских живописцев, считающихся реалистами, обнаруживаешь, что их стиль — это просто стиль их современников (и моделей).

Все, что они (художники — А. К.) подчеркивают или опускают, почерпнуто из этого стиля жизни. У Брехта понятие стиля шире, чем у Хаузера.

Оно содержит в себе эстетическую характеристику и такую же оценку всей культуры быта. И то и другое выражено в понятии стиль жизни, которое отнюдь не тождественно понятию стиль в искусстве.

Но стиль в искусстве не может не нести на себе печати стиля жизни само искусство, будучи неотделимым понятия стиль являет собой и аспект объективности стиля жизни культуре своей эпохи.

Это брехтовское выражение и указывает на вносимый в реальную жизнь элем театрализованного представления этой жизни.

Сама будничная реальность разыгрывается в праздничном ключе полуритуального действа, какое эстетики переживается как ценностная форма духовного самоутверждения в своей культуре.

Комментарии запрещены.