Исторические стили
Современная скорость исторического времени в ставить вопрос о пределах малой долготы исторического стиля как понятия и явления архитектуры. Сколь недолог может быть исторический стиль, чтобы эпитет исторического в этом понятии оставался в силе? Вопрос поставлен самой практикой архитектуры XX столетия, в которой, казалось, происходит непрерывная и необычно быстрая смена стилей в возрасте от пяти до восьми — десяти лет. Ответ тоже дает сама практика.
— Стиль Ар Нуво.
под разными именами в разных странах существовал не более пятнадцати лет, успев за это время создать большое общеевропейское синтетическое искусство широкого охвата.
Это был последний в полном смысле слова великий исторический стиль в европейской художественной культуре до ее современности XX века. Но великим был не потому, что имел большую широту (распространение), а потому, что означал реальность синтетической формы искусства.
Такая реальность, очевидно, может быть как угодно недолгой, от этого она не перестает быть синтетической.
Ренессанс в Италии пришел к своим классическим формам синтеза лишь в начале XV века в Риме (Рафаэль, Микеланджело) и в своей высокой фазе длился лишь тридцать лет. Но достаточно одной росписи Сикстинской капеллы Микеланджело, чтобы синтез ренессанса навсегда остался великим.
Другое дело самый признак синтеза в историческом стиле: он не может быть как угодно малым, т. е. стремящимся к нулю.
Это значит,- что стремится к нулю самое понятие исторического стиля. А к нулю оно стремится тогда, когда из единства синтетической системы искусства исчезает архитектура, в образном целом которой, собственно, и реализуется исторический стиль.
Вне образных начал архитектуры, повторим, нет исторического стиля, пи великого, ни малого. Но Понятия исторического стиля нет и в том случае, если некие сдвиги в самой архитектуре, носящие Характер стилевых, не рождены ситуацией общего сдвига (синхронного или нет) в эстетическом сознании Культуры, влекущего за собой образование нового единства синтетической формы искусства.