Историческая выставка архитектуры

Историческая выставка архитектурыЭто — творения И. А. Фомина (дом Абамелек-Лазарева в Петербурге), Щуко, Жолтовского (палаццо Тарасова в Москве) Щусева и др. По одному лишь фасаду трапезной палаты Казанского вокзала в Москве (возможно, рисованного работавшим у Щусева Г. П. Гольцем) можно достойно оценить стиль эпохи в русской архитектуре 1910-х годов, ибо это пример высшего пилотажа архитектурной стилизации, когда она способна создавать совершенные образцы искусства. Высокая стилизация в русской архитектуре 1910-х годов и самое обращение к наследию XV века во многом были связаны с идеей возродить большую градостроительную традицию и опыт ансамбля русской архитектуры XV — начала XX века. В этом смысле казанский вокзал А. В. Щусева являл собой опыт продолжения в крупном строительстве Москвы художественно ценных начал единства ее городского пейзажа как уникального исторического и мирового современного города.

Эта традиция высокой стилизации 1910-х годов получила продолжение и после Октябрьской революции, Б особенности в творчестве И. В. Жолтовского и созданной им школы. Здание Госбанка на Неглинном проезде и жилые дома на бывшей Калужской улице и у Смоленской площади остаются градостроительными шедеврами советской Москвы.

Высокая культура эстетического вкуса и профессиональный артистизм стали во многом единицей измерения творческих достижений в советской архитектуре времени лидерства двух корифеев высокой стилизации — И. В. Жолтовского и И. А. Фомина. Вместе с тем высокая стилизация неизбежно порождала собственное сопровождение — подражание себе, на деле — массовую вульгаризацию принципа высокой стилизации и ее превращение в эклектическую стилизаторскую моду.

В своей высокой форме стилизация во всем следовала принципам собственной ясной и строгой философии красоты, утверждая в ней принцип безусловности совершенного эстетического вкуса; в этом отношении высокая стилизация не допускала ни малейшего компромисса. Что касается стилизаторской моды, то, как всякая мода в искусстве, она не имела другого творческого стимула, кроме посильного слепого подражания.

Высокая стилизация не слепа, она владеет Камертоном вкуса.

Комментарии запрещены.