Индивидуальный эстетический субъект культуры

Индивидуальный эстетический субъект культурыВ бюффоновском определении стиля как бы подчеркивается, Что сам человек во всех своих мыслях, действиях, поступках всегда выступает как неповторимо индивидуальный эстетический субъект культуры. Как таковому, всякому человеку свойственно оценивать любое свое Действие, духовное или физическое, с точки зрения эстетического критерия совершенства, и конечно — в меру своей способности эстетической оценки, т. е. в меру разрешающей способности доступных ему суждений эстетического вкуса как достояния собственной культуры. Именно о совершенстве эстетического мышления в искусстве говорит определение стиля у Гёте как высшей ступени творчества, доступной искусству.

Гёте различал три способа, три творческих подхода художника к природе: простое подражание, манеру, стиль.

По мысли Гёте, все три предполагают у художника природный талант, мастерство, творческий им пульс. Названные три способа творчества различаются не уровнем умения, а уровнем способности эстетической оценки собственного мышления в творческом процессе.

Простое подражание отнюдь не исключает, что художник, как говорит Гёте: трудолюбиво передавая в точности ее (природы — А. К.) формы и цвета, начиная и кончая в ее присутствии всякую картину, был бы ценнейшим художником, и его работы были бы сделаны уверенно, сильно и законченно Оценку простого подражания Гёте резюмирует слова ми: Этот род воспроизведения применялся бы спокойными, добросовестными, ограниченными людьми Но одновременно, — говорит Гёте, — такой способ действия кажется человеку слишком боязливым его раздражает подражание азбуке природы, чтение ее по слогам; он изобретает свой собственный способ, создает себе язык, чтобы дать предмету собственную форму, не имея перед собой натуры и не помня ее в точности.

Художник как бы преодолевает творческую скованность простого подражания в собственной творческой манере: Так образуется язык, в котором непосредственно выражен разум говорящего.

Комментарии запрещены.