Гётевская оценка

Гётевская оценкаПонятие исторических форм и понятие стиля Гегель не смешивал. Но — пусть это парадокс — в яком определении гегелевские формы искусства легко поддаются переводу на язык современной стилевой терминологии и могут — не греша претив логики — как исторические особенности способов эстетического познания действительности и соответственные оформления этого в искусстве, что гегелевская действительность — это объективная идея прекрасного. Но автор не навязывает читателю свою интерпретацию понятий Гегеля.

У самого Гегеля есть формулировки, относящиеся к понятию стиль.

Они-то и лежат в основе классической модели понятия художественный стиль как закономерной трехступенной эволюции целостной художественной структуры в развитии, переживающей свой рост, расцвет и разложение.

В терминах Гегеля Это строгий, идеальный и приятный стили.

Как сказано, гегелевская триада возрастных фаз всякого исторического стиля прочно вошла в научную традицию искусствознания.

Вместе с тем, дальнейшее развитие науки обеднило гегелевскую концепцию эволюции искусства тем, что сузило критерий развития, по сравнению с его толкованием в своей системе искусства самим Гегелем.

Безотносительно к ее идеалистичности, в ней присутствовали два начала развития, и сообразно этому два понятия развития: это исторические формы искусства и исторические стили в искусстве. Таким образом, понятийный аппарат развития в искусстве у Гегеля был более широким, тем самым более совершенным, чем стал позже.

Но мало того.

В основных понятиях развития искусства у Гегеля критерий дифференциации заключал в себе сущностные различия самого процесса развития, именно — его общее начало эстетического восхождения и другое — сопровождающее его художественно варьирующее начало.

Комментарии запрещены.