Грани восхождения человека в культуре

Грани восхождения человека в культуреЗдесь мы подходим к важному моменту оценки уровня культуры, с точки зрения способности эстетического суждения о предмете как целом, т. е. переживания целого как реальности красоты. Такая способность сама по себе — феномен культуры, совершает восхождение в культуре и имеет в ней свою ценностную форму.

Эстетический вкус — вот тот духовный инструмент культуры, который позволяет, в меру восхождения самого человека в культуре, подниматься в способности воспринимать реальные проявления красоты (что обще всем людям) до синтезирующей способности высокого эстетического наслаждения совершенством целого. Не случайно на исторических пиках восхождения культуры человек, в своем духовном утверждении себя как носителя этой культуры, неизменно — и часто героически — стремился к мыслительному охвату и эстетическому переживанию мира как целого.

Моделируемая человеком совершенная (по его понятиям) картина мироздания была для ее творца предметом высокого эстетического наслаждения. Это и Птолемеева модель мира с ее небесной музыкой сфер, и по-своему совершенный духовный космос средневековья, и гелиоцентрическая вселенная Коперника, и прекрасная космическая бесконечность Бруно.

Зодчий Брунеллески, мастер всех искусств, инженер-изобретатель широкого профиля, подлинный художник-конструктор, на заре новой эпохи воплотил завершающую кульминацию великого восхождения культуры готики. На стыке двух эпох Брунеллески вносит в культуру возрождения то, что было эпохальным духовным достоянием предшествующей.

Это глубоко народная традиция высоко художественного вещетворческого начала. Эстетическую ценность создаваемой вещи видели самом совершенстве сотворения вещи.

Она мыслилась Как малое подобие большого мира вокруг: вещь-сооружение, микрочудо искусства строить.

Печать совершенного владения таким искусством в вещи как целом была ее красотой.

Комментарии запрещены.