Главная трудность проблемы стиля

Главная трудность проблемы стиляВ общем абрисе этой эпохально фигуры, скрытой за лаконизмом слова стиль, найди свое место и свое отношение к целому также и тот ее фрагмент, которым традиционная наука привычно ограничивала понятие стиля, порой канонизируя в этом понятии его по существу уже вторичный смысл прикладного набора средств художественной стилизации. Речь идет о широком культурологическом исследовании природы явления, в надежде уйти от помех стереотипных представлений о самом предмете исследования, чтобы свободно мыслить этот предмет как предмет теории в той системе научных понятий и терминов, какую логически требует объективная действительность самого явления.

Главная трудность проблемы стиля как предмета теории заключена ныне даже не столько в том, что сложна сама задача разработки этой проблемы на современном уровне науки, сколько в трудности преодолеть духовную монополию, какую прочно удерживает за собой пришедший с Запада однозначный канон понятия стиля, закрепляющий априорно однозначное представление о стоящем за ним явлении культуры. Недаром употребляемые в обиходе искусствознания речевые варианты, относящиеся к понятию стиля, не более как литературные обороты.

А природа явления требует деления понятия — разведения его неоднородных смыслов и их терминологического размежевания по существу с тем, чтобы перейти от единственного слова-знака стиль к научно дифференцированной и гибкой системе понятий стиля, в надежде этим путем оптимально приблизиться к раскрытию сложной объективной природы явления стиле творчества и признаках его историчности (например, — о художественном нонфинито – не закаченной обработке мрамора — в скульптурах Микеланджело как, черте персонально-творческого стиля мастера Италии XV века; или — в аналогичном смысле — о режиссуре света у Рембрандта как явлении стиля мышления в передовой станковой живописи XV века). Но это вопросы тематики дальнейшего текста.

В данный момент речь идет о стиле как исторической фигуре самого процесса развития в искусстве, позволяющей рассмотреть в нем эпохальный абрис этого процесса — фигуру эпохи в развитии искусства.

Комментарии запрещены.