Гармония уравновешенности

Гармония уравновешенностиОрдер барокко не есть прямая антитеза ренессансного ордера, как якобы. В нем преемственное продолжение ордерности своей предшествующей архитектурной эпохи как прямой наследники древней традиции Тосканы, и самый ордер барокко следует ренессансный принцип и его ценностный смысл изобразительного средства архитектуры.

Отсюда в барокко и ренессансная традиция контекста ордерные форм со стеной.

Но тектонический смысл ордера в ее изображении — теперь принципиально иной. Ренессансный ордер — это поэтическая декларация Я формах и облике архитектуры того нового самосознания человека в культуре времени, какое само время закрепило в своем самонаречении словом и понятием (возрождение) — по духу движения, в центре которого стоял сам человек, теперь внутренне свободный, в этом уподобившийся в собственных глазах своему духовно свободному предку в античности.

Классический ордер в архитектуре был метафорическим аналогом этого подобия, зримо являл его, снимал дистанцию столетий между оригиналом человеческого образа античности и его подобием современника ринашименто, был их единым синтетическим автопортретом в архитектуре.

Принцип ордера как его изображение в тектоническом контексте плоскости стены — то была сама человеческая метафора ордерности в архитектуре, говорившая человеку о нем самом, о новой свободе собственного мироощущения. Эта ренессансная ордерная поэма о человеке, пройдя два столетия своих превращений в итальянской архитектуре Возрождения, сменяется в ордере пантеистической по духу архитектуры барокко Италии XV века новой поэмой о силах стихии пространств и масс.

Ордер барокко, точнее — барочный принцип его изображения — есть метафора борения сил стихии, заключенных в ней самой — образ их свободы и несвободы в этом борении.

Несвобода движения масс воспринимается зримо как бы застывшей в формах и ритмах ордера в сдвигах и уступах его многократно раскрепованных горизонталей, в сложных синкопах набегающего шага его вертикалей, как след внешних стеновой основе ордера сил движения, неположенных структурному, образно-тектоническому началу ордерности самой стеньг в ее трагически окрашенном противостоянии стихийной неодолимости формирующего начала пространства.

Комментарии запрещены.