Физически неподвижные строгие и уравновешенные массы здания

Физически неподвижные строгие и уравновешенные массы зданияЕго начало в венчающем карнизе. Крупный по формам, тонко моделированный и пластически обогащенный венчающий карниз — доминанта композиции в этом фасаде и ордерный камертон его масштаба, не протянут, как обычно, по фронту фасада из конца в конец; по короткому отрезку фасада с балконом на углу, как и в торце дома по переулку могучий профиль карниза уступает простому, того же выноса спуску кровли на стропильцах, поддержанных брусом на консольных выпусках стены.

Характеру венчания отвечает здесь и упрощенность самой плоскости фасада; верхнее поясное членение с декоративным мотивом арок и рустовка цокольного низа в шубу здесь опущены. Эта часть фасада подобна некой пластической цезуре (паузе), что здесь художественно оправдано предпосланным ей пластическим аккордом углового балкона, который со своей стороны обостряет момент пластической тишины цезуры.

Все это служит здесь выражению смещенности ритмико-пластического потенциала общей композиции в сторону площади. Такое впечатление закреплено в фасаде и нецентральным расположением высокой въездной арки во двор, подведенной под середину венчающего карниза.

Таким образом, две композиционные доминанты фасада арка во двор и венчающий карниз — создают в читаемую осевую композицию, с осью, решительно сдвинутой относительно общего фронта дома в сторону площади. Казалось бы, разгадка нашим зрителем отмеченной в фасаде динамической потенции близка.

Но здесь ход его суждений оказывается перед лицом композиционной интриги. Дело в том, что так легко читаемая в фасаде композиционная ось одновременно и налицо, и отсутствует.

Ось, действительно, зримо отмечена, но при этом остается неуравновешенной; не равновесны относительно этой оси самые массы фасада.

Более того, их неравновесностью введена в композицию, обыграна в фасаде как художественный прием.

Это — посадка балкона на ребро угла, закрепление этим композиционной функции угла как начала всех отсчетов, всех измерений по фронту фасада, в силу этого — восприятие фасада в его делом, по самый угол с балконом, т. е. — восприятие фасада в его неуравновешенности.

Комментарии запрещены.