Феномен моды

Феномен модыТогда вопрос: какому уровню эпохальной объективности стиля принадлежит феномен моды? В данном тексте их два — исторический стиль и стиль эпохи.

Всегда ли мода пребывала в лоне стиль системы первого? Явно, нет. Уже Возрождение показывает, что моды этой эпохи вне ее исторического стиля, имея в виду, что стиль-система ренессанса принадлежит только итальянской художественной культуре, тогда как мода эпохи Возрождения — общеевропейская для Запада в целом, вне всякого разделения на аптикизирующую линию Италии и готизирующую — Севера в искусстве Возрождения (XV-XV вв.), что по-своему рисует общую фигуру развития в искусстве этой эпохи.

Но, мало того, мода остается нейтральной к стилевому размежеванию синтетической и несинтетической формы творчества в искусстве этого столетия, диодный облик человека XV столетия на Западе (далека не единый социально) един с точки зрения стиля.

Вместе с тем мода отнюдь не вне общей стилевой фигуры развития культуры своей эпохи, и именно она создает стилевой портрет внешнеповеденческого облика эстетического субъекта этой культуры.

Можно сказать, следуя формуле Бюффона: Стиль моды — это стиль самого человека. И подобно тому, как стиль человека — взятый вкупе всех его проявлений: в языке и речи, в поведении, мышлении, творчестве, не отделим от культуры своего исторического времени и в нем — эпохален, так и стиль моды — это определенная стилевая объективность эпохального синтеза человеческого лика эпохи во времени истории.

Не может не быть моды, ибо не может не быть исторического времени в культуре; первая есть определенная эстетически ценностная, иначе — стилевая форма бытия объективности второго и как таковая в культуре следует динамике времени своей эпохи. Это и динамика собственно художественного развития данного времени в культуре.

Но имея дело с искусством, мода берег от него крупно, в масштабе эпохи, как бы избирательно нащупывая типическое в искусстве, и синтезирует его в единство формы собственной эпохальности как моды.

Комментарии запрещены.