Фазы жизни

Фазы жизниЭта первая серьезная брешь в длительном господстве понятия слова стиль в архитектуре как бы отмечает рубеж, с которого начинается новая фаза жизни этого понятия в искусствознании. Наступило время углубленной проверки и критики накопленного опыта в свете новых исследований, в том числе — с позиции марксистской науки в советской и зарубежной теории искусства.

Большое внимание уделяется проблеме стиля в теории советской литературы в связи с проблемой реализма и соцреализма (стиль или метод? ). Что касается современности советской науки, то в ней проблема стиля во многом и поныне в числе теоретических проблем искусства и архитектуры.

И все же еще не столь давно критерий стиля, казалось, позволял историку и теоретику приходить к большим научным обобщениям в масштабе искусства целой эпохи, и во многих случаях этот испытанный критерий казался оптимально адекватным аналогом художественного лика эпохи в его относительном целом (не включающем искусство фольклора).

Ныне положение в этом смысле резко изменилось.

Подобный широкий аспект стилевого критерия встречает столь же широкое отрицание его научной правомочности. В то же время в качестве научно надежного остается другой его аспект, узкий, по существу, единственный, безоговорочно признаваемый всеми учеными, который как-то начинает определяться и терминологически.

В краткой формулировке Д. В. Сарабьянова — это конкретно-стилевое выражение искусства.

В самом словосочетании конкретно-стилевое ясно звучит ограниченность этого конкретного по сравнению с традиционным толкованием понятия стиль.

Совершенно очевидно, что существующий стереотип понятия стиля не вмещается в конкретно-стилевое. Это нечто другое, что точный в своих выражениях ученый счел нужным оттенить терминологически.

Говоря об архитектуре Растрелли, Д. В. Сарабьянов констатирует, что в своей содержательной основе это искусство барочное. А в конкретно-стилевом своем выражении (курсив наш — д к.) — скорее рокайльно.

Комментарии запрещены.