Эстетический критерий бесконечного пространства

Эстетический критерий бесконечного пространстваУлица Уффици во Флоренции, творение Вазари — единственный в европейских городах XV века пример Целостно организованного уличного пространства. В данном контексте важен не самый факт его создания, а история этого; именно — то обстоятельство, что созданный здесь новый пространственный тип улицы города не был плодом исходного творческого замысла; такого не было. Был всего лишь поиск способа вписать намеченный здесь (приказом герцога Козимо) корпус — по проекту в виде традиционного блока с внутренним двором и связью переходом поверху с дворцом Синьории (резиденцией герцога) — в узкий и длинный участок от площади Синьории до берега Арно (имелось в виду этим корпусом и, далее по берегу, коридором на арках обеспечить герцогу изолированный от города ход к палаццо Питти по другую сторону реки).

Пеший проход от площади к реке намечался сквозь двор.

Лишь самый описи оптимального решения навел архитектора на мысль, обратить корпус фасадами внутрь двора, а двор — длинный и узкий — тем самым превратить в улицу города, с арочным выходом к реке.

Можно бы сказать: здесь веками зажатое пространство своим напором прорвало городские теснины средневековья и заполнило собой замкнутый вакуум внутреннего двора, чтобы стать в нем пространством города.

Так (иносказательно) возник в. XV веке уникум художественно целостного пространства здания-улицы. Но было бы поспешным видеть в этом факте первую ласточку величественной градостроительной эпопеи XV века.

Рубеж XV-XV веков в архитектуре Западной Европы ознаменован не только началом барокко в Италии, но явлением не менее, если не более широким в его эпохальном измерении — это некий пространственный взрыв в художественном кредо архитектурного мышления (о чем полноценно свидетельствует собой и; искусство барокко), приведший к эпохальному сдвигу критерия профессиональной самооценки творчества в apхитектуре, отныне — критерия художественно-градостроительного профессионализма.

Комментарии запрещены.