Эстетически гибкое сознание
Можно продолжить наш прерванный фильм о станковой картине под углом зрения затронутой темы, протянув нить эволюции гибкости художественного сознания от иронической драматургии творений Тьеполо, Ватто и Гейнсборо к станковизму XX века, например — русскому реализму в живописи второй половины века и французскому импрессионизму, стать свидетелями резкого искрения в контактах опережающей время новаторской гибкости творческого сознания самих художников и застойного зрительского сознания тогдашнего света — явления, нередко чреватого трагедиями судеб Ван Гог, Модильяни, какими бывает изукрашена фигура стиля эпохи в искусстве. Французский импрессионизм был завершающим звеном почти трехсотлетнего пути развития станковой картины принципиально вне синтеза какой-либо художественной системы.
Импрессионисты замыкают этот путь, чтобы во всеоружии гибкости художественного сознания запечатлеть еще не открытые живописью тайны натуры в своем новом — пленэрном видении мира. То был столь же блистательный подъем, как и конец станковой картины — камерной по типу и форме.
В камерности заключался ее художественный признак ведущего типа творчества в живописи.
Камерность формировала характер и способ мышления художника, определяла структуру образа в станковой картине, и все это было в глазах времени (и художника, и зрителя) эстетическим предметом собственной культуры, то есть объективностью стиля эпохи в искусстве. Мировоззренческим кредо художника — при любой его ориентации — была коренившаяся в искусстве всего Нового времени безраздельная приверженность к зримой в природе и человеке (реальном или идеальном) предметной натуре; вне аналога эстетически познанной натуры не мыслились самые образы Искусства.
Налицо (в данной конкретности) стиль мышления в искусстве, измеренный масштабом Нового времени как эпохи в искусстве.
Художественная жизнь рубежа XX и XX веков, при всей ее неоднородности, в своем новом духовно принадлежала уже веку XX.