Действительность в эстетических отношениях

Действительность в эстетических отношенияхОснова образования грядущего нового исторического стиля в искусстве Италии, вызревавшего с восхождением эпохи Возрождения, была заложена. Недаром европейская живопись Нового времени ведет свое начало от Джотто.

Архитектура по-своему выражала новое восприятие мира человеком.

Доктрина эсхатологии (учения о страшном суде), написанная всей историей зодчества романской эпохи, уступала новой доктрине хилиазма (учения о рае на земле).

С нею рождалось искусство зодчества готики. Теперь внутренность собора должна была зримо явить человеку образ рая, ставший действительностью.

Его сосредоточием на земле было внутреннее пространство собора — символ света, изгнавшего тьму. Великий поединок готического пространства с вековечным пленом в оковах масс был заложен.

В архитектуре Италии это был короткий, но яркий период проторенессанса с такими именами, как зодчие Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано, с их высокой личностной духовностью творчества — с артистизмом творчества, создававшего светлые, легкие по массам и новые по типу зальные церкви тех лет. Для ясности дальнейшего заметим: эстетическое познание, как известно, не умозрительный процесс логических суждений.

Это просветленность акта внутреннего созерцания (открытия) предмета познания в самой реальности жизни и культуры, как носителя человеческой меры прекрасного, и через такого рода познанность духовной очеловеченное предмета — осознания человеком собственной духовной сущности. Но для того, чтобы подобный акт эстетического познания мог реально состояться, предмет познания должен быть реальной действительностью; иначе он вне доступности такому познанию.

Действительность в эстетических отношениях — это их проявления в культуре. Значит, из всех эстетических отношений лишь те способны (как особый предмет эстетического познания) быть структурной основой стиля, проявления которых в культуре своей эпохи исторически объективно-ценностны; иначе они вне исторической действительности этой эпохи.

Комментарии запрещены.