Церковные и гражданские тексты

Церковные и гражданские текстыИскусство еще не вышло из лона самой жизни; оно пребывает в единстве общенародного художества, для которого современное понятие искусство как нечто отличное от не искусства обыденной жизни вообще не существует. Станковая картина — она же святая икона, поэтическое слово — оно же молитва. Церковные и гражданские тексты — они же художественная словесность.

Роспись храма — она же история человечества. Самый храм — зримая модель мироздания.

У Д. С. Лихачева стиль монументального историзма в культуре Руси X-X веков обрисован как монолитный тип исторического стиля. Но пригласим читателя к недолгому историческому зрелищу, в котором будут в своих особых ролях выступать два наших стилевых персонажа: исторический стиль и стиль эпохи.

В описании Д. С. Лихачевым стиля монументального историзма X-XV веков трудно, да и невозможно разграничить, что в этой монументальной фреске эпохи говорит о художественности исторического стиля и что — об эстетическом целом стиля эпохи.

Налицо единый феномен культуры, в котором оба стилевые понятия сливаются в одно. Их взаимоотношения в системе стилевых понятий данной работы мыслятся подвижными.

Понятия могут накладываться одно на другое или расходиться. Для средневековых эпох, таких как Русь X-X веков, закономерно схождение наших двух понятий; все богатство эстетического начала культуры объято в них единым синтезом художественного.

Поэтому понятия исторический стиль и стиль эпохи в них, как правило, слиты в одно (сфокусированы). Их контуры разъединяются и раздвигаются с переходом к последующим эпохам.

Исторический стиль Возрождения — его ренессансе — это, как говорилось, только искусство Италии Так называемый Северный ренессанс — всего лишь условный термин.

Но все то, что не позволяет приложить к эпохе Возрождения общий критерий исторического стиля, образует эпохальное единство в уровне критериев стиля эпохи Возрождения.

Комментарии запрещены.