Ценностный критерий эстетической самооценки

Ценностный критерий эстетической самооценкиЭто эстетически переживаемая целокупность общего веера смыслов, какими проникнута вся шкала эстетических отношений культуры и все в этих отношениях, что данная культура доступными ей средствами способна выражать, и как реально выражает в ценностях самой себя. Можно заключить: граница объективности стиля в культуре и понятия стиля в теории восходит к общему вееру объективно ценностного проявления эстетических отношений культуры своей эпохи.

Вместе с тем, наша дефиниция общих границ объективности стиля в культуре ставила условие своей адекватности исходной установке данного исследования на понятийное раскрытие стиля как эстетического феномена культуры в его эпохальном структурном целом.

Это условие требовало: предмет общности в границах нашей дефиниции должен быть единым, и признаком его единства должна быть общность ценностного знаменателя всех его проявлений в культуре. Такой признак был назван.

Его истоки — в жизненной потребности всех людей всех культур всех эпох и каждого человека всякой эпохи в эстетической самооценке своего мы или я в культуре. Она зарождалась вместе со становлением самого человека человеком, с ним вызревала и становилась неотъемлемым духовным достоянием его человеческого, общественного самосознания.

Единое эстетическое начало множественной объективности стиля есть ценностная корректива, диктуемая эстетической самооценкой субъекта в любом созидающем деянии его в культуре — до отдельного слова и жеста — и вносимая такой самооценкой, как в бытие самой жизни, так и в сложно опосредованное иносказание отражений этой жизни искусством. Ценностный критерий эстетической самооценки в своей культуре оптимально адекватен греко-античной эстетической категории калокагатии (сохраненной морфологически в русском двуединсгве слова благолепие), заключавшей в себе эстетически конкретизированный смысл совершенной человеческой личности данной культуры.

Комментарии запрещены.