Цельность природного хаоса

Цельность природного хаосаУ нет На протяжении всей истории созидания зримо о действительности нашей планеты, эти два ее неотъемлемых компонента — природа и архитектура V — были и пребудут в двуединство того, что составляет подлинную натуру художественного лица архитектуры, мыслимую здесь в понятии архитектонического пейзажа как предмета этого искусства. В отличие от всех иных искусств, натура художественного предмета архитектуры (о котором здесь речь), бесспорно являющая собой, как и все в искусстве, плод творческого созидания и результат творящей воли и умения мастера, одновременно — как художественная структура — закономерно образуется, т. е. формируется непреднамеренно (в этом случае — подобно такой структуре, как стиль), не маяча порой готовой моделью перед мысленным взором творящего или творящих.

Ибо структурные связи натуры архитектонического пейзажа как феномена искусства архитектуры восходят к единству всеобщего в бытии земной стихии неодолимо формообразующего тектонического начала устойчивого равновесия, извлеченного из этой формы бытия стихии архитектурой и очеловеченного в изобретении способов её созидания.

Вне диалектики такого архитектонического пейзажа нет искусства архитектуры вообще; попытка прямой имитации в архитектуре (если допустить возможность такой) выразительных элементов природного хаоса означала бы разрушение диалектики целого Названного двуедйнства и художественное оскопление архитектуры.

С другой стороны, эта Артеева связь с твердью планеты именно и делает архитектуру способной порой непроизвольно претворять тектоническое начало природы в образы самой себя, сохраняя в них величие первой, переложенное на строгую музыку собственного художественно-пространственного целого.

Комментарии запрещены.