Архитектура XV века

Архитектура XV векаСтиль как объективная ценность культуры (и ценностный предмет в истории культуры) — есть эстетически ценностное достояние своей эпохи и культуры, и любой оценочный подход к реалиям стиля в культуре возможен лишь с критерием этой эпохи и культуры, по существу — как эстетическая самооценка в данной культуре субъекта этой культуры. Тектоническая логика барочного прочтения ордера и таковая логика его барочной ипостаси несвободы станут очевидными, когда самый критерий тектоничности взят не как абстракция понятия тектоники вообще (что часто и делают), а в его ценностной конкретности эстетического критерия определенной эпохи и культуры, в данном случае — каким он был заложен и каким мыслился в самом архитектурном творчестве искусства барокко. Его общеэпохальный эстетический критерий — движение пространства.

Для искусства Рима образ последнего имел еще и свой конкретный, зримый лик. Самый город Рим являл красоту этого движения; оно было жизненной формой бытия городских пространств пап-скоп столицы — постоянной арены невиданно красочного движения торжественных процессий в город и из города, с которыми, казалось, приходили в движение самые его пространства.

В этой жизни города определилась новая роль улицы как сценического пространства, в котором теперь разворачивалось двигательное действо процессий и где эффекты сценической перспективы требовали прямизны протяженного в глубину целостно обозримого пространства улицы. Так в архитектуре Рима XV столетия театрализованный стиль церемониалов папской резиденции и сценическая значимость парадных пространств города формировали профессионально-творческий аспект подхода зодчих к проблеме Ространства как формы в движении.

Комментарии запрещены.