Аллеи сфинксов
Но тот же эстетический регулятор архитектуры способен и разрушить поведенческие ценности культуры, вплоть до трагического выпадения их из орбиты калокагатийного начала человеческой самооценки поведения. Возможность такой ситуации кроется в конфликтном не схождёнии привносимого архитектурой некого (предусмотренного извне) стандарта поведения и, с другой стороны, ставшего привычкой жизни стиля мышления самого человека, не вмещающегося безболезненно в прокрустово ложе такого, пусть номинально оптимального поведенческого кодекса культуры. Пример такой в прямом смысле слова трагической ситуации дает опыт создания жилого комплекса для обитателей негритянского гетто в Сент-Луисе, США (арх. Ямасаки), закончившийся вынужденным уничтожением его (взрывом).
В принципе, ситуация подобного конфликта — с одной стороны, предлагаемого архитектурой стиля поведения и, с другой, чуждого его стереотипу стиля мышления субъекта культуры — часто становится проблемой в современных массовых типах архитектуры. Это, в частности, архитектурная проблема, Связанная с неодолимым переходом к новым культурным стереотипам стиля жизни современного советского жителя сельских мест.
Вопрос о представимости заключенного здесь в словах стиль эпохи может — для некоторых — остаться открытым.
Существует уверенность в что в пространственной сфере творчества всякий стиль (уж если он есть) якобы физически зрим и даже осязаем, что стиль познается непосредственно чувствами: зрением, слухом и на ощупь. Особого рода реальностью стиля поведения выступает феномен моды как формы эстетической организации внешнего, в том числе — облика человека и создаваемых им атрибутов такой организации.
Понятие моды как ценности эстетического аспекта культуры по смыслу не приложимо к искусству.