Граждане Рима

Граждане РимаНо, несомненно, атмосфера вечного города и грандиозные масштабы папских планов приводили к созданию приезжими художниками таких величественных произведений, каких не бывало ни в одном другом городе того времени. Рим становился мировым архитектурно-художественным центром в той же степени, как и Париж для художников нашего времени. Происходит процесс обмена: атмосфера города стимулирует таланты приезжих художников, и город в свою очередь, благодаря их произведениям, приобретает новое полифоническое звучание.

Планировку Рима папой Сикстом V нельзя верно оценить, если хотя бы несколькими штрихами не обрисовать то наследство от средних веков и раннего Возрождения, которое он получил.

Сикст V не стал трогать средневековый Рим, не стал производить частичные исправления, а открыл широкие возможности дальнейшего развития города.

Возвращение Рима к жизни из его средневековой летаргии исторически так же достопримечательное, как и его прежняя судьба. На севере Италии уже с XI в. в городах началось новое оживление.

В противоположность религиозной власти пап, которая никогда не была такой могущественной, как в средние века, Рим жил в тени.

В барочном Риме церкви росли как грибы, но в средние века там не было ни одного собора, который можно было бы сравнить с соборами самоуправляющихся городов севера.

То же можно сказать о численности жителей наиболее значительных городов.

Так, численность населения Рима во времена треченто, определяемая в 17 тыс. человек, несравненно уступает численности населения Венеции, Лондона или Парижа.

Комментарии запрещены.