Внимание зрителя
Мраморные полосы, которые во времена кватроченто, как правило, спокойно расстилались по поверхности главных площадей, здесь расположены необычно. Они отходят от цоколя статуи всадника, образуя звездообразный узор, и подчеркивают динамичную игру контрастов овала, трапеции; средневековых и античных сооружений на заднем плане; моделирования грандиозной пологой лестницы.
Все это вместе образовало единое целое потому, что соотношение между отдельными компонентами совершенно. Понятно замечание Вазари: Все, чего касается Микеланджело, становится чудом.
В Страшном суде в гробнице Юлия II Микеланджело уже заменил неподвижное пустое пространство времен кватроченто динамическим пространством. Этот же принцип он осуществил при строительстве Капитолия.
Микеланджело — связующее звено между разными стилевыми периодами.
Понятие Ренессанс растяжимо.
Начиная с Якоба Буркхардта среди исследователей господствуют противоположные взгляды на значение мастера в истории, и, в частности, потому, что Микеланджело принадлежит к крайне редкому типу людей, которые как бы связывают между собой отдаленные эпохи. В меньшей степени к ним относятся, например, Джон Констебль или Уильям Тернер — художники, которые связали живопись позднего барокко с французской живописью XIX в.