Стиль Ренессанс
Насколько Ренессанс был ослеплен определенной схемой плана города, видно из того, что в течение полувека — от Филарете до Скамоцци — во всех идеальных планах города господствовала одна схема — город в форме звезды. От расположенных в форме многоугольника бастионов к зданию в центре города вели радиальные улицы. Это была, по меньшей мере, основная схема планировки города.
В центре города стоит башня или он остается свободным от застройки, как в звездообразном городе Пальманова (1593). Из этой идеальной точки можно было просматривать диагонально идущие улицы в перспективном ракурсе.
Несомненно, что резко очерченная форма города в виде шести-девяти — и двенадцатиконечной звезды определялась функцией обороны с применением огнестрельного оружия.
В средние века было достаточно окружить город стеной. А теперь город окружали рядом зубчатых, выступающих вперед башен-бастионов для того, чтобы иметь возможность вести фланкирующий огонь по наступающему противнику.
Но не это было решающим фактором.
За такой схемой построения города лежала идея о центрическом сооружении. Ему посвятил жизнь Браманте, а Леонардо да Винчи в области архитектуры больше всего интересовало сочетание пространства с купольным покрытием, с радиально отходящими от него капеллами.
Центрическое сооружение в центре города служит как бы идеальным наблюдательным пунктом.
Повсюду в произведениях живописи появлялись такого рода центрические сооружения.