Третья пространственная концепция
К этому добавились новые элементы: ранее неизвестное взаимопроникновение внешнего и внутреннего пространства, взаимопроникновение различных уровней ниже и выше поверхности земли. Появление автомобилей сделало эту тенденцию неотъемлемым элементом архитектуры. Все это привело к пространственно-временной концепции архитектуры нашего времени, которая составляет основной стержень зарождающейся традиции.
Мы все еще находимся в периоде ее становления, хотя основные принципы уже определены самим ходом развития. Как искусствовед я ученик Генриха Вёльфлина.
Благодаря личным контактам с ним, а также его лекциям мы, его ученики, научились понимать дух эпохи.
Принципиальный анализ Вёльфлина делал для нас ясным истинное значение и смысл произведений искусства и архитектуры. Его излюбленный метод заключался в сопоставлении одного периода с другим на основе эстетических категорий.
Он эффективно пользовался этим методом как в своей преподавательской деятельности, так и в своих исследованиях (Ренессанс и барокко, 1889; Классическое искусство, 1899; Основные понятия истории искусства, 1915, в которых XV в. сопоставляется с XVI). В моей диссертации Позднее барокко и романтический классицизм (Мюнхен, 1922) я пытался следовать методу Вёльфлина. Сравнивались между собой конец XVIII и начало XIX в., относящиеся к периоду классицизма.