Цилиндрический свод
Но цилиндрический свод, написанный Мазаччо, не случайный элемент общей композиции, это не просто фон. Он доминирует над всем изображением. В то время, когда Мазаччо писал свой свод, Брунеллески был занят портиком Воспитательного дома и ризницей Сан-Лоренцо. В последние годы жизни он не раз возвращался к созданию такого рода свода, обычно связанного с традициями средних веков.
Фреска Троица с ее тяжелым кессонированным сводом имеет размеры триумфальной арки.
Здесь полностью отсутствует радостное настроение, столь присущее творениям раннего Возрождения и всем работам Брунеллески. Вместо этого в ней проявляется римская торжественность более позднего периода.
Цилиндрический свод: от фрески Троица до собора св. Петра.
Уходящий вглубь цилиндрический свод, написанный Мазаччо,- замечательное решение проблемы свода в период итальянского Высокого Возрождения и барокко. В конкретной архитектурной форме он появился впервые в церкви Сант Андрее в Мантуе в 1472 г., т. е. сорок лет спустя после смерти Мазаччо.
Эта церковь с ее строгим сводом является архитектурным воплощением идеала, предначертанного в картине Мазаччо.
Характерно, что церковь Сант Андреа спроектирована флорентийским гуманистом и архитектором Леоном Батиста Альберти (1404-1472), принадлежавшим к поколению Мазаччо. Даже снаружи церкви в самом неожиданном месте появляется идущий вглубь цилиндрический свод.